Баргузинский дацан находится в Баргузинской долине Республики Бурятии рядом с селом Ярикто по дороге Р-438.
Баргузинский дацан работает: в летнее время с 8:00 до 20:00. В зимнее - с 9:00 до 18:00.
Из истории дацана.
В 1822 году в "Уставе об инородцах Сибири" в 53 статье говорилось: «бурятам, приверженцам буддийской веры не чинить никаких препятствий».
В 1825 году, в год деревянной мыши, Санкир нойон (правитель) и 5 родовых шуленг (чиновники) и более 2 тысяч баргузинских бурят мужского пола отправили письмо Хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали (Борогол). В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тангой-печатью Пандидо-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана. В 1828 году, в год земляной мыши, Нимайлан лама приехав в Баргузин из Сонгольского дацана провел освящение нового дацана.Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсаран сахюусана.
Из-за разрушения берега реки Борогол, дацан перенесли к озеру Саган Нуур, а в 1923 году один из двух дуганов при большом дацане перевезли на новое место – к подножию священной горы Бархаан. Построили из него двухэтажную молельню. По своему архитектурному облику она не была похожа на типичные бурятские молельни с взлетающими крышами, а напоминала Санкт-Петербургскую буддийскую святыню.
Новейшая история дацана начинается с февраля 2005 года, когда Хамбо лама Д. Аюшеев своим Указом образовал Баргузинский дацан.
С сайта https://sangharussia.ru/datsans/barguzinskij-datsan
2 мая 2005 года возле села Ярикто Баргузинского района было открыто самопроявившееся изображение Сарасвати, на бурятском языке Янжимы.
В конце апреля 2005 года в Баргузинский район приехала делегация Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Хамбо Ламой Д.Аюшеевым для освящения мест возведения храмов-дуганов в селах Ярикто и Баянгол и для поиска места возведения Баргузинского дацана.
29 апреля Пандито Хамбо Лама провел буддийский обряд освящения места возведения дугана и уехал в Курумканский район. До границы района его сопровождали представители администрации, проезжая местность Униган, он заметил: "Здесь что-то есть. Возможно, здесь что-то найдется".
По возвращении из Курумканского дацана 2 мая 2005 года Хамбо Ламу Аюшеева встретили на дороге жители Ярикто. Вместе с настоятелем Ширээтэ ламой Баргузинского дацана Цыденом Намжиловым и несколькими местными жителями, в том чиле четырьмя женщинами, все поднялись наверх к подножию горы Улзаха. Оказалось, что жители Ярикто с 1996 год сокровенно сохраняли "шкатулку", в том месте, где она и была найдена. После ее осмотра Хамбо Лама определил, что это ца-ца - буддийская ритуальная маленькая "ступа тысячи Будд", и она указывает на место пребывания бурханов.
Хамбо Лама Дамба Аюшеев: "С 11 часов мы стали двигать камни. Когда перевернули один камень, под которым нашли ца-ца, то под ним оказалась огромная неподъемная каменная глыба. А прошло уже три часа, все устали, начали уже терять надежду, что -то найти. Я взял лом и начал простукивать этот камень и когда поднял голову, откуда-то мне в лицо ударил яркий свет, так что я даже зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном сером валуне метрах в 10 от себя увидел четкое изображение танцующей богини..." И действительно, прекрасная Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты. А рядом можно разглядеть ее защитников, многие видят слона с правой стороны, а некоторые видят с левой стороны очертания медведя.
Возрождение буддизма в Баргузинской долине связано в первую очередь с феноменом проявления лика Янжимы в местности Униган возле улуса Ярикто. Это самопроявленное изображение официальным решением Высшего совета Сангхи - Сугунды, который собирается раз в пять лет, признано одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Ежегодно в Баргузинской долине широко празднуют проявление Янжимы. Над камнем строится Дворец Янжимы.
У баргузинских бурят есть стойкое верование, что именно в этих местах надежно спрятаны священные реликвии Баргузинского дацана, разрушенного в 30-е годы.
После нахождения этого изображения Янжимы, стало понятно, что ритуальную ца-ца в этом месте оставил великий сын Баргузинской долины настоятель Баргузинского дацана ширээтэ лама Цэдэн Соодоев, Соодой лама в конце XIX века. По рассказам старожилов, он именно в этих местах медитировал, и недалеко отсюда родился. Хамбо лама Аюшеев часто повторяет: "В буддизме случайностей не бывает" и неслучайно Янжима, воплощение Мудрости и Искусства, которая являлась главным Йидамом медитации Соодой-ламы, проявилась в наше время, перед Хамбо ламой, приехавшим возрождать дацан. Буряты верят, что незримый сильный дух Ундер Багши - Высокого Учителя вот уже 160 лет незримо присутствует в этих местах, благославляя и охраняя.
Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.
Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.
В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".
Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.
О поклонении Янжиме.
Что с собой брать?
Информация отсюда https://www.infpol.ru/101008-komu-pomogaet-boginya-yanzhima-/
В основном люди едут к богине с просьбами о замужестве и рождении детей.
Богиня Янжима, как Богиня-мать обладает способностью дарить людям величайший дар — дар материнства. Если вы просите детей, то в дар Богине нужно оставить игрушку. Для этого в месте поклонения установлена специальная колыбелька.
Если вы просите Богиню об удачном замужестве, то подношением служат украшения. Бусы или серьги, свои или новые — не так важно, важна искренность с которой вы молитесь.
Прикосновение к феномену Янжимы лечит души людей, возле неё приходит ясность ума и сердца, каждый приобретает силы для преодоления жизненный трудностей. Чудотворное влияние богини ощущают все, независимо от национальности и от вероисповедания.
Что нужно делать?
По приезду в Баргузинский дацан необходимо сделать гороо (обойти по часовой стрелке) Цогчен дуган (главный храм). Зайти внутрь, сделать гороо и поклониться божествам. Привезенные с собой чай, молоко, далга (печенье, конфеты) нужно оставить в дацане. Не нужно их нести наверх к богине.
Далее нужно подойти к кассе и заказать молебен согласно расписанию. Названия хуралов и их значение можно спросить на месте. Затем обратиться к одному из лам. На территории дацана стоят домики, где принимают ламы. Рассказать с какими просьбами вы приехали к богине Янжиме. Лама подробно расскажет и объяснит что нужно делать в дальнейшем.
- К примеру, люди которые хотят детей, должны сначала узнать причину их отсутствия, - рассказывает шэрээтэ лама (настоятель) Баргузинского дацана Цыден Намжилов. Бывает пара не подходит по мэнгэ (буд. термин означает совместимость) или их преследует кармические несчастья, родовые проклятия. Может быть дело в медицинских показателях. Для каждого индивидуально. В зависимости от этого ламы объясняют как их снять и как быть дальше. Посоветуют какой ритуал совершить или заказать мантру.
Мы рекомендуем привозить с собой игрушки (если хотят детей), бусы и хадаки пяти цветов (для замужества или женитьбы). Можно принести несколько игрушек сразу. Поднявшись по деревянному настилу наверх к лику богини подношения стоит оставить на специально оборудованном месте.
Далее нужно обойти место 21 раз, проговаривая мантру богини Янжимы - «ОМ НАМА САРА САДЖЕ СУХАА».
Здесь есть свои тонкости. Сделав семь раз гороо нужно остановиться у лика и пристально вглядеться в изображение на камне. На это должно уйти не менее пяти минут. Далее надо совершить еще 7 гороо и опять присмотреться к лику. И так три раза.
Если каждый раз изображение меняется, то это считается хорошим знаком. При этом, человеку Янжима может явиться в абсолютно разных образах.
После этого нужно поблагодарить Богиню, забрать принесенные с собой вещи и спуститься. Бусы можно оставить, потому как из них ламы делают украшения для дацана. В течение трех дней игрушку или бусы следует хранить дома, спрятав от глаз чужих людей.
По истечении трех дней игрушку следует отдать в десткий дом или подарить ребятне из малоимущих семей. При этом лама объясняет, что игрушку нужно отдать тому ребенку, который искренне обрадуется подарку. У детей, которые избалованы вниманием, всевозможными игрушками ваш подарок затеряется и не будет восприниматься как нечто нужное. От этого сила просьбы и желания может ослабиться.
Также следует позаботиться о гостинцах и вкусных угощениях для детей, которым преподносится подарок.
Путь к Янжиме
А вот и лик, если сможете его разглядеть.