Пазырыкские курганы располагаются за селом Балыктуюль (который, в свою очередь, располагается за Улаганом) по дороге на Кату-Ярык.
Далее отсюда http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1165
Пазырыкские курганы (а их возле Балыктуюля целых пять, V-IV вв. до н.э.) отличает то, что они в основном расположены парами в северной части урочища Пазырык. (кроме 4 кургана, который расположен отдельно в южной части). Кроме того, они имеют гигантские размеры: диаметр насыпей варьируется от 24 до 47 м, высота от 1,5 до 3,75 м. Раскопки «царских» (так их условно называют за богатство найденных в них объектов) курганов продолжались с 1929 по 1949 год археологами Грязновым М.П., Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа. Название «пазырыкская культура» ввел в обиход исследователь Грязнов М.П. после раскопок 1-го из этих курганов. Предметы, войлочные аппликации, рисунки татуировок из пазырыкских курганов возле Балыктуюля во многом похожи на те, что после были найдены в знаменитых курганах на плато Укок (в погребении «укокской принцессы»). Некоторые ученые считают, что они даже выполнены одним мастером, хотя плато Укок и Балыктуюль находятся на расстоянии примерно в 150 км друг от друга (по прямой).
Несмотря на то, что курганы были ограблены в древности, благодаря образовавшемуся под курганами мерзлотному слою исследователям удалось найти множество предметов быта пазырыкцев, сохранявшимся на протяжении веков в таком естественном «холодильнике».
Поражает сам подход пазырыкцев к делу препровождения сородичей в мир иной: во-первых, на глубине 4-5 м от уровня земли они устанавливали погребальные камеры — настоящие «дома» из толстых бревен. В данном случае, в 4 из 5 курганов имелись погребальные камеры с двойными стенками и потолком из толстых бревен. Сверху камера была покрыта берестой, лиственничной корой и курильским чаем, а выше был сделан накат из толстых бревен и больших камней, защищавших погребение от грабителей (что, кстати, не помогло в данном случае). Сейчас мы знаем, что для древних племен эти деревья имели сакральный смысл: береза — символ чистоты, лиственница — «мировое древо», соединяющее «верхний» и «нижний» миры, ведь она касается своими ветвями «небесной сферы», а корнями уходит в землю. Внутренняя камера имела высоту 1,5 метра и в ее южной части находился саркофаг, вырубленный из цельного ствола дерева маленьким бронзовым топором, а за срубом в северной части были найдены захоронения коней — от 7 до 14 лошадей, часто в прекрасно сохранившейся конской сбруе, с повозками и волокушами. Внешние стенки саркофага украшены изображениями петуха и оленя.
В Пятом Пазырыкском кургане в саркофаге находились мумифицированные тела женщины и мужчины. Тело мужчины покрыто татуировками. Найдены фрагменты их одежды из меха и хлопка. На голове женщины находилась высокая прическа-парик (см. Принцессу Укока, там более подробно об этом написано).
Рядом с саркофагом находились предметы быта — большое деревянное блюдо на ножках (подобное укокскому), подушечка, набитая оленьим волосом, баранья шкура.
Стены дома-сруба покрывал огромный ковер-шатер из белого войлока с богатыми аппликациями. От него осталось всего несколько, но очень красочных фрагментов. На одном из них фантастический человеко-зверь в облегающей одежде синего цвета (с головой человека, звериным ухом и телом льва, ветвистыми рогами оленя, красочными крыльями за спиной) борется с птицей-фениксом. Считают, что подобные ковры изготавливали сами пазырыкцы, в отличие от другого (ворсового) ковра, о котором мы скажем ниже.
К северу от погребальной камеры располагалось захоронение коней. Богатая конская сбруя, упряжь, чепраки (подстилки под седло), обшитые дорогой шерстяной персидской и шелковой китайской тканью, а также кожаная маска с изображением оленя были найдены в этом кургане. Чепраки выполнены в технике аппликации (сейчас бы сказали, что это очень похоже на «пэчворк») из разноцветных кусочков войлока, здесь представлены самые разнообразные орнаменты. Очень интересен чепрак с вышитым на нем деревом и птицами-фениксами. Часто конские головные уборы украшались львиными грифонами (фантастический полузверь-полуптица), деревянными фигурками, покрытыми золотой фольгой.
Самыми удивительными находками стали найденные рядом с конями деревянные детали повозок и волокуш (в том числе легкая повозка-колесница), лестница, фигурки из войлока, а также музыкальный инструмент — барабан, выполненный из роговых пластин. Здесь же был найден бесценный экспонат, настоящее сокровище — древнейший в мире ворсовый ковер, выделанный вручную узелковым способом. Ковер имеет декоративный орнамент, ближе к центру по периметру его опоясывают изображения одинаковый оленей, а ближе к краю по периметру расположены одинаковые фигурки всадника на коне. Споры о происхождении ковра — центральноазиатском или переднеазиатском — ведутся до сих пор, считается, что создавался он в период правления Ахменидов и выполнен в придворном стиле. Есть небольшая вероятность, что ковер выткали сами пазырыкцы, но скорее всего он был выполнен на заказ профессиональными ткачами в городах того времени (в Центральной или Передней Азии). Этот ковер, конечно же, предмет роскоши, который не мог позволить себе рядовой член племени, следовательно, можно говорить о том, что в Пятом пазырыкском кургане похоронен вождь племени и его жена (или наложница).Вопрос о том, откуда появились пазырыкцы на Алтае, сколько просуществовала эта культура, остается открытым. Сейчас большинство ученых считает, что это беженцы из Передней Азии. Больше разногласий по поводу хронологии. Одни ученые считают, что пазырыкцы жили на Алтае на протяжении двух веков, приверженцы самой молодой науки — дендрохронологии — уверены, что культура эта на Алтае просуществовала недолго ( всего 40-50 лет), а затем растворилась в местных племенах, оставив после себя множество загадок, а также уникальные, мастерски выполненные предметы «скифской» культуры.