1. Чуйский тракт: полная информация, легенда, карта

Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия) — Урумчи — Исламабад — Карачи).

 

Протяжённость автомагистрали — около 968 километров.

 

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

 

 

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).

 

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

 

Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи, однако долгое время русские дальше своего крайнего поселения, села Алтайское, не ездили.

 

 

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников среди теленгитов, сами стали ездить в Чуйскую степь — первыми до ярмарки в поселении Кош-Агач добрались бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев. К середине XIX века русские уже имели там десяток складов и торговали тканями, топорами, пилами, молотками и прочими железными изделиями, галантереей, выделанной кожей; в обмен они покупали у монголов, китайцев и тибетцев скот, шерсть, пушнину и чай.

 

В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями — бомами. При их проезде возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Отсутствие колёсной дороги на 250 километров от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи в Центральной Азии.

 

 

Купцы и ранее обустраивали свой путь, наводили мосты и переправы, но полностью благоустроить тракт для них было бы разорительно.

 

В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, но государство не решалось вкладывать сюда внушительные суммы: по разным оценкам, требовалось от 393 тысяч рублей до 560 тысяч. В 1893 году Комитет Сибирской железной дороги выделил 45 тысяч рублей, ещё 35 тысяч собрали бийские купцы. После многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством инженера И. И. Биля. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сёл.

 

В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тысяч рублей в 1870-е до 3 миллионов. Однако дорога начала разрушаться сразу после строительства, через несколько лет вернувшись в первобытное состояние.

 

 

Летом 1914 года на Алтай прибывает искательная экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова, её цель — изучить новые прямые варианты дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему, миную Алтайское, Чергу и Шебалино. Инженеры метр за метром наносили на карты новый и старый варианты Чуйского тракта, и после их изучения к концу 1916 года для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы.

 

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, тем не менее к середине 1920-х годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в сильный упадок. Во время гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

 

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые тракторы, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

 

 

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях, а орудиями труда являлись только кирка, лом, тачка и лопата.

 

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

 

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

 

Зимой 1941—1942 годов по тракту прошёл монгольский караван в помощь советской армии.

 

 

С 1961 года название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты.

 

Последнее коренное переустройство произошло в середине 1980-х годов, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман.

 

Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

 

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

 

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха«Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

 

 

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.

 

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач, либо трасфертом кемпинга «Тыдтуярык».

 

 

В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира

 

Легенда

 

 

350,3 – "О" км Чуйского тракта. Музей Чуйского тракта.

 

351,3 – съезд с моста. В г. Бийске от моста через р. Бия первоначально начинался Чуйский тракт.

 

351,4 – поворот на Смоленский тракт

 

351,9 – указатель Ташанта 586 км. Памятник к 80-летию Чуйского тракта

 

353,1 – выезд из города Бийска. Поворот в п. Лесное

 

353,7 — развилка на новый мост через Бию

 

357 – на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская

 

360 – автомастерская

 

360,6 – поворот на аэропорт г. Бийска

 

365,8 – с. Верх-Катунское, кафе

 

367,2 – АЗС

 

368 – указатель "Пункт первой медицинской помощи"

 

371,6 – п. Чуйский, кафе

 

374 – пляж «Летний рай», кафе

 

377,3 – с. Полеводка. Этнопарк Легенда

 

384,9 – с. Сростки, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет, археологические памятники, базар, кафе

 

393,7 – с. Образцовка, АЗС

 

395 – указатель «Красногорский район»

 

397,6 – с. Березовка, АЗС

 

404,6 – с. Быстрянка

 

405  – поворот на с. Красногорское, АЗС, кафе

 

408,8  – археологический комплекс «Быстрянка I»

 

411,8 – с. Суртайка, указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС

 

416 – р. Иша, Мост через Ишу,  оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья "Прасковья", археологические памятники

 

419,6 – указатель и поворот на «Усть-Иша 5, Новозыково 24»

 

425,6 – с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"

 

428,7 – граница Алтайского края и Республики Алтай. Въездной знак Республика Алтай / Памятник туристу (Пилигрим)

 

429,3 – кафе. Памятный знак Алтай – сердце Евразии

 

432,1 – указатель и поворот на "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", Мост через р.Катунь у с. Платово, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".

 

С 431 по 435 км - Майминский археологический комплекс

 

433 – торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро

 

433,9 – пост ДПС, АЗС, поворот на Верх-Карагуж

 

435,7 – с. Майма, Музей Камни Алтая, памятник природы "Майминский рыхлый вал", АЗС, кафе, гостиница, автомастерские

 

439,6 – Майминский чёртов палец

 

440 – развилка на Горно-Алтайск – Чоя – Артыбаш, Телецкий тракт (километраж)

 

444 – с. Карлушка

 

446 – поворот на Аэропорт Горно-Алтайск

 

449,7 – с. Дубровка

 

451,6 – с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"

 

454,4 – место старого подвесного моста через Катунь (Айский мост) Разобран в 2013 г.

 

454,9 – с. Соузга, археологический памятник "Городище Соузга". Источник.

 

457,9 – мост через Катунь – переезд на Айский тракт

 

459 - база отдыха Финская дача

 

461,1 – с. Черемшанка, археологический памятник"Черемшанка"

 

463 – АЗС

 

464,8 – Черемшанский источник

 

468 – Памятник В.Я. Шишкову на Чуйском тракте, археологический памятник Чултуков Лог

 

469,5 – с. Манжерок, Манжерокские пороги, Манжерокский источник, перевернутый дом, салон мастеров Алтая, базар, кафе

 

472,5 – АЗС, указатель и поворот на "Озерное 1.1" (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные

 

477,8 – Мост через Катунь на т/к Бирюзовая Катунь, Памятник Джону Леннону, Памятник Николаю Рериху, искусственное озеро, Источник Аржан-Суу, кафе, сувенирные лавки

 

479,1 – водная переправа на Талдинские пещеры

 

481,4 – пос. Известковый

 

484,5 – с. Усть-Муны, АЗС, археологический памятник, памятник A.M. Кошурникову

 

488 – Эко отель Алтика

 

491,1 – с. Барангол. Подвесной мост через Катунь (разрушен новоднением 2014 г., восстановительные работы) , дорога на Камышлинкий водопад, сувенирные лавки

 

491,6 – т/к "Царская охота"

 

493,5 – граница Майминского и Чемальского районов

 

495 - развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта (вправо). До 2011 г. тракт проходил через - с. Усть-Сема (496 км.), ныне построен новый мост через Катунь, старый мост функционирует но имеет ограничение 20 т. На границе села имеется заправка. Читайте также Усть-Семинский мост

 

498,6 – примыкание старой дороги через с. Усть-Сема

 

549,6 – Ландшафтный участок Усть-Семинский

 

504,9 – с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар - Катаил - Чистый луг»

 

506,2 – поворот на «Деревня Берендеевка»

 

509 – Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»

 

514,5 – с. Черга, развилка и поворот на «Усть-Кан 132, - Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»

 

524,2 – с. Барлак

 

525,8 – священная гора Шаманский камень

 

Шаман-гора

 

527,9 – речка Барсуган, стоянка, кафе

 

533,9 – с. Мыюта

 

546,8 – с. Шебалино, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

 

561,1 – с. Кумалыр, археологические памятники

 

571,8 – с. Топучая

 

573,8 – мост через р.Сарлык

 

574,3 – подъем на Семинский перевал, указатель "подъем 9, спуск 11"

 

581 – комплекс придорожного сервиса "Золотой кедр" - кафе, гостиница

 

582,4 – Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр "Семинский перевал", база отдыха "Динамо", горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница

 

592,7 – пос. Зайсанская Елань (нежил.)

 

610,8 – развилка  - Туекта - Усть-Кан - Усть-Кокса - Тюнгур, АЗС

 

613,1 – с. Туекта, комплекс археологических памятников

 

618,3 – Природный парк Уч-Энмек

 

620,1 – с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС, поворот на сс. Кулада, Бичикту-Боом

 

621 – с. Курота, АЗС

 

624 – указатель "Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316"

 

628,2 – с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок. Заправка Роснефть.

 

634,4 – с. Онгудай, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе

 

639,2 – Мост через Урсул в с. Онгудай

 

642,7 – с. Улита, АЗС, кафе

 

647,8 – старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"

 

651,7 – поворот на «Алтайское подворье»

 

652,9 – с. Хабаровка, газовая заправка

 

655 – указатель "Перевал Чике-Таман" - подъем 4 км, спуск 4 км"

 

Чике-Таман

 

661,8 – памятник природы "Перевал Чике-Таман"

 

662,9 – обзорная площадка на перевале Чике-Таман, памятник дорожнику

 

668,6 – Прирусловый родник Чике-Таманский

 

672,8 – с. Купчегень, археологические памятники

 

680 – археологический памятник «Кур-Кечу»

 

680,5 – слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменский порог, наскальные рисунки

 

684 – бом Кур-Кечу

 

687 – Песчаные осыпи

 

691,9 – место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка

 

693,6 – указатель «Б. Яломан 12» - комплекс археологических памятников. Каменные ворота (Айри-таш)

 

695,3 – с. Малый Яломан

 

702,6 – АЗС

 

703,4 – с. Иня, железобетонный мост через Катунь, справа нерабочий подвесной мост через Катунь

 

706,5 – оленные камни у с. Иня (справа от трассы)

 

708,8 – мост через Катунь, указатель «Инегень 12» (разрушен)

 

710 – бом Бичикту-Кая

 

712,4 – место слияния Чуй с Катунью, беседка. Чуй-Оозы (слияния рек Чуя и Катунь)

 

712,9 – поворот на новые мосты на Инегень. Мосты через Чую и Катунь на с. Инегень

 

713,3 – Калбак-Таш II

 

714,5 –  с. Чуйозы, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки

 

716,6 – порог Турклуб Горизонт

 

717,4 – порог Турбинный

 

723 – Древнее Святилище Калбак-Таш, домик, беседка

 

728 – Святилище Адыр-Кая — археологический комплекс, Чуйский оленный камень

 

735 – с. Иодро

 

741 – Белый бом, скала Белый Бом. АЗС, кафе. Памятник красноармейцам в Белом Боме

 

744 – памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы. Памятник шофёру Кольке Снегирёву

 

755 – мост через Чую

 

759,5 – водопад Девичьи слезы, стоянка. Водопад Ширлак

 

760,4 – порог Бегемот на Чуе, мост через Чую

 

762 – стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»

 

770,6 – граница Онгудайского и Улаганского районов 

 

780,4 – Мост через Чую у с.Чибит

 

781,5 – ЭКО туркомплекс Кочевник

 

783 – с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озёра, мост через Чибитку, АЗС. Примыкание грунтовой дороги, идущий вдоль Мажойского каньона на Чуи до места впадения р. Маашей.

 

788 – с. Акташ

 

790,7 – Примыкающая трасса: Чибит – Усть-Улаган – Балыктуюль - Балыкча, дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф.

 

796,6 – Гейзеровое озеро

 

798 – родник Кара-Тыт

 

801 – Чуйская ГЭС

 

802 – открывается вид на Северо-Чуйский хребет

 

812 – граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник

 

817 – подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников

 

820 – панорама всего Северо-Чуйского хребта

 

822,2 – с. Курай, Мост через Чую за селом Курай, начало маршрута к ледникам долины р. Актру

 

830 –- с. Кызыл-Таш

 

840 – культовый знак Обоо в Курайской степи

 

843-848 – комплекс археологических памятников

 

856,7 – р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую

 

864,7 – Источник Чаган-Узунский, поворот вправо на мост через Чую, указатель на "Чаган-Узун 2", дорога на Кызыл-Чин (Марсианские пейзажи)

 

868 – Красная Горка

 

870 – Красногорское озеро

 

874 – Чуйская степь

 

877 – с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС

 

878 – указатель "Бельтир 29"

 

 

889,7 – с. Кош-Агач,  

 

892 – указатель «Джазатор 140, Ташанта 51», по дороге на Беляши (Джазатор) через перевал Тёплый ключ, дорога на Плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе

 

895 – пост пограничного контроля. Дальнейшее движение без допуска в пограничную зону не возможно.

 

899 – поворот на с. Кокоря, где находится историко-этнографический музей теленгитов Чуи. Дорога на Бугузунский источник

 

917 – с. Жана-Аул, музей казахов Алтая

 

937 – р. Уландрык, археологические памятники

 

943 – с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыт.

 

964 – граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, Перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР  

 















 
Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно