Автор скульптуры Михаил Шемякин для изображения головы царя использовал знаменитую посмертную восковую маску, снятую с Петра. Маска эта точнейшим образом передает черты лица самодержца. На основе воскового изображения была выполнена восковая фигура Петра, которая сегодня хранится в Зимнем дворце.
Шемякин, создавая памятник Петра Первого, скопировал и позу царя, и черты его лица, и форму головы. Этот скульптурный портрет головы сегодня точнее остальных передает истинные черты лица самодержца.
Однако, изображая тело, скульптор намеренно увеличил пропорции в полтора раза. Получилась гротескная, почти карикатурная фигура, подчеркивающая незаурядность и противоречивость личности правителя России. Именно таким образом М. Шемякин заставляет зрителей задуматься о том, насколько неоднозначной, часто противоречивой, а порой даже гротескной является история России.
Шемякинский памятник Петру 1 - первое неофициальное изображение самодержца. Автор подчеркнул метафизичность образа, психологическую обнаженность личности, жизненность фигуры.
.
Пльцы Петра, вцепившиеся в подлокотник кресла, страшно напряжены. Они напоминают длинные когти. Так скульптор подчеркнул психологичность Петра, его готовность вцепиться во врага, победить голыми руками. Эти же напряженные пальцы свидетельствуют о тонкой нервной натуре, бешеном темпераменте, сильном характере царя.