Национальный парк «Алханай» находится на территории Дульдургинского района Агинского Бурятского округа Забайкальского края в 28 км от с. Дульдурга и 200 км в юго-восточном направлении от г. Читы.
Официальный сайт парка.
Как обстоят дела с общественным транспортом я не знаю, т.к. была только на личном авто. Въезд в парк платный - 200 рублей с человека. Остановиться можно в домиках (лучше заранее выкупить в Чите, дорого, впрочем цены типичные для России), или в палаточном лагере (бесплатно, но пишут, что за палатку нужно заплатить 50 рублей).
Обязательно нужно взять с собой средства от комаров (мошек, слепней) и клещей, ибо этого добра там хватает, теплые вещи (ночью холодно).
Чтобы посмотреть большую часть интересного нужна неделя. Итак, что же там делать:
1. Ходить по маршрутам.
- по "малому кругу". Здесь вы увидите наибольшее число достопримечательностей. О нем я напишу подробно позже. Вот карта маршрута с сайта:
- на вершину горы Алханай. Маршрут сложнее. Ходила по нему 2 раза.
Достопримечательность - гора Алханай и вид с нее.
Карта.
Одним из важнейших природно-культовых объектов национального парка является вершина горы Алханай. Это наивысшая точка всего Агинского автономного округа, её высота составляет 1663 метра над уровнем моря. Алханай – это палеовулкан, поросший вековой тайгой. Как чудо-гора, как сказочный остров, стоит она в водном обрамлении рек Иля и Дульдурга. Гора представляет собой очень интересное геологическое явление. Вершина её как бы срезана и представляет собой площадку из щебня и мелких скальных обломков. Она имеет форму почти правильного круга диаметром 34 метра, а длина её окружности – 85 метров. По вершине горы идет круговая тропа. По ней паломники выполняют обязательный для этого места обряд "гороо" (обход по солнцу). Существует много легенд, связанных с образованием этой горы. На вершине горы Алханай размещен государственный триангуляционный знак.
Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги.
- к Каменному сердцу. Также ходила 2 раза. Первый раз шла от туалета у информационных стендов о парке через гору (очень тяжело, так делать не надо), второй раз где-то с баз отдыха, возвращалась через КПП.
Карта
- к Каменному забору. Самый простой маршрут и мой любимый. Это особенное место с невероятной энергетикой. Ничего удивительного, учитывая что это за место.
Хорео-Шулуун (Каменный забор) – место захоронения черных шаманов, которых изгнал хозяин Алханая Димчиг. Говорят, что за этим вулканическим образованием в виде каменного забора, и томятся души шаманов. Еще говорят, что к Хорео Шулуун проявляют интерес северо – американские шаманы. Они хотят приехать и освободить души своих коллег из многолетнего заточения.
Это округлой формы скала длиной 50 м., находится недалеко от святилища – Обоо. В системе природных памятников буддизма скала имеет название Чойжил сумэ – Храм божества Чойжил. Скала высится на левой стороне горы Гута Ундэр (Талисманная). На юго-восточной стороне «забора» имеется открытое место, называемое воротами. С внутренней стороны стены скалы представляют собой отвесные закопченные камни. Это, видимо, следы древнего вулкана. В скале имеется небольшой грот.
Божество Чойжил – царь закона, правящий согласно учению. Легенда гласит, что в пространстве вокруг горы Алханай неистовствовали и визжали духи, не нашедшие своего перевоплощения. Они насылали засуху, наводнения, болезни и другие несчастья.
Чойжил своей чудодейственной силой собрал в эту крепость злых духов и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения. Чойжил, как царь закона, изображается в синем цвете, с рогатой бычьей головой, тремя глазами, ожерельем из черепов, арканами для ловли душ, мечом и драгоценными талисманами в его атрибуты входили весы, книга судеб, зеркало, где видны прегрешения человека.
Еще есть Храм Бадмасамбавы (Шивиинская пещера) и 9 желобов, но как туда добраться я не знаю.2. Искупаться в целебных ваннах Аршана и испить воды там же.
С официального сайта.
Слово Аршан – общеупотребительный термин в бурятском языке, обозначающий целебный источник, вода которого считается священной. Аршан Сухой-Убжогое берет свое начало в южных отрогах горы Алханай и течет на восток. Аршан – символ освящающей силы всего Алханая. Его воды ультрапресные, без запаха и вкуса, гидрокарбонатно-кальциевые с большим количеством микроэлементов, таких как йод, селен, фтор, серебро и др., концентрации которых в несколько десятков раз превышают их средние содержания в водах Забайкалья. Присутствие серебра делает воду антисептической. Целебная сила вод Аршана пользуется огромной популярностью не только у бурят, но и среди русского населения по всему Забайкалью. Здесь есть места для купания. Они оборудованы желобами, сделанными из цельных стволов молодых деревьев.
Характерной радиогеохимической особенностью горных пород является относительно низкая для Забайкалья степень насыщенности радиоактивными элементами: отсутствуют не только месторождения и проявления урана и тория, но даже аномалии радиоактивности. По предположениям некоторых специалистов, употребление Алханайских аршанов внутрь, а также прием водных ванн наоборот способствуют выведению из организма человека радионуклидов.
Алханай издавна является для местного населения, а теперь и для многочисленных приезжих, популярным бальнеологическим районом, который нуждается в дополнительных и целенаправленных медикобиологических исследованиях целебных свойств аршанов.
3. Посетить музей природы. Музей маленький, цен не помню.
4. Сходить к астрологу, костоправу, на массаж, покататься на лошади. Ничего сказать не могу, не любитель.5. Есть позы (буузы) в местных кафе.6. За пределами парка можно посетить:
- ступу.
Летом 1991 года глава буддийского духовенства Далай-Лама XIV Данзан Жамсо посетил этот край и освятил своим присутствием Алханай, который стал почитаться как святыня. В честь его пребывания жители Агинского округа возвели символический буддийский памятник-ступу.
Обо, обоо (бур., монг. овоо, хак. обаа) — «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре бурят, монголов, хакасов и других тюрко-монгольских народов.
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.
Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, т.е. хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения.
У обо совершаются обряды поклонения хозяину. Наиболее распространённый обряд — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (тарасун) или обычной водкой. Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду и т. д. В Монголии принято обходить вокруг обо три раза.
Культ обо возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность, получили широкое распространение в виде каменных сооружений белого цвета.
Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».
В Забайкалье и Монголии часто встречаются топонимы, содержащие слова обо, обоо, обон. Обо - река в Магаданской области, впадает в Колымское водохранилище в 10 километрах севернее населённого пункта Ветренный. Длина около 70 километров.
Существуют религиозные трактаты, в которых содержатся правила воздвижения обо, их назначение, описание ритуала и видовая классификация. С сер. 19 в. такие трактаты появляются в Забайкалье. Среди них известный трактат монгольского хубилгана Лобсана Норбо Шейраба, в котором дано описание одного из 5 видов обо «Обо гневного хозяина и 13 малых обо», связанного с культом 9 Далха и их 4 предков – отца, матери, дедушки и бабушки.
Согласно назначению и строительным канонам этого вида обо, выполнено главное обо Алханая, расположенное на возвышенности при въезде в долину аршана. Оно представляет собой 53 каменных объекта, состоящих из мунханов и байпуров. Мунханы – скрепленные между собой овальной формы камни, покрытые белой известью. Самый крупный мунхан обо это центральный медиатор, символ «мировой горы» Сумеру. Байпуры – выполненные из дикого камня сооружения, расположенные вокруг мунханов по четырем сторонам света в форме колодезного сруба, предназначенные для ритуальных костров. Каждый год здесь проходит обряд тахилган (отсюда и название обо), исполняемый ламами Агинского дацана.
Во время обряда делают различные приношения: молоко, масло, крупу и т.д. На ветвях берез вывешивают хадаки (ритуальные шелковые шарфы), лоскутки ткани, к-рые символизируют почтение к духам. Во время молебна исполняется обряд гороо, когда верующие нечетное количество раз обходят вокруг обо по ходу солнца, моля о благополучии для своей семьи и всех жителей агинских степей.
6. Прогуляться по экологической тропе и принять ванну.
Экологическая тропа начинается от культурно-досугового центра. Маршрут очень простой. Подойдет для всех.