Как добраться
На автобусе 29д до конца асфальтированной дороги. После остановки ТЭЦ Коммунальная, автобус продолжает движение по асфальтированной дороге 1,9 км. В конце асфальта будет резкий поворот направо. Попросите заблаговременно остановить на повороте. Автобус останавливается без вопросов! Не бойтесь просить - это норма. На обратном пути он также останавливается, но на другой стороне просто если видит пассажиров.
На выходе из автобуса нужно перейти дорогу и по навигатору МЭПС.МИ идти по тропинке вверх 480 м. Вы на месте.
А еще с форта открываются красивые виды
История форта очень интересная. Подробно можно почитать здесь http://www.kfss.ru/index.php/objekts/39-f11 или здесь https://www.newsvl.ru/history/2020/08/30/192656/
Для ленивых, краткая информация из последней ссылки
Форт №11 – один из шести фортов, построенных на острове Русском. Форт расположен в южной части острова, севернее мыса Тобизина, на который в случае нападения легко мог высадиться десант неприятеля. Из-за скалистых и крутых берегов полуострова на нем невозможно разместить тяжелую артиллерию, а из-за близости Тобизина к берегу японцы не смогли бы разбить там лагерь. Поэтому форт спроектирован по облегченной конструкции - под защиту от обстрела из корабельных крупнокалиберных орудий на дальних дистанциях и из среднего калибра полевых орудий на ближних дистанциях.
План форта
Строительство форта началось в 1910 году, после одобрения Николаем II решения об укреплении Владивостокской крепости 28 июня 1909 года. Общий бюджет проекта по укреплению восточных рубежей России был сродни нынешним – около 100 млн. рублей, огромные по тем временам деньги. Постановлением Совещания министров в августе 1909 г. были определены сроки работ – 10 лет.
Форт был спроектирован новым по тем временам способом, специально для неровного рельефа Русского острова – все сооружения, рвы, линии огня полностью повторяли изгибы местности. В настоящее время экскурсии по форту проводятся на глубине до 11м, истинная же глубина сооружения гораздо больше.
Форт Князя Святослава Игоревича имеет необычную форму – сильно растянутый многоугольник. Форт вытянут по фронту на 800 метров и прикрыт рвами с фронта и с тыла. Стрелковый бруствер форта №11 – самый длинный среди аналогичных сооружений во Владивостоке (около 350 метров!) и имеет самое большое количества артиллерийских барбетов. Форт рассчитан на роту пехоты, 10 единиц скорострельных пушек и 8 единиц противоштурмовых. Из подбрустверной галереи ведет несколько выходов-сквозников, где предполагалось укрывать орудия.
На левом фланге есть изолированное убежище для пушек, правый же фланг так и не был достроен. Там предполагался смежный с остальным укреплением отсек с бруствером, подбрустверной галереей, убежищами для личного состава и пушек.
Проектирование форта №11 и дальнейшее руководство процессом застройки поручили военному инженеру капитану Ушакову. Строительство продвигалось небывалыми по тем временам темпами.
1910 г. – составление проекта, утверждение финансовой сметы, подготовка расходных материалов, возведение временных сооружений.
1911 г. – кладка фундамента, отрыв котлована подбрустверной галереи.
1912 г. – бетонирование бруствера, раскапывание рвов и террасы для создания искусственного препятствия.
1913 г. – построены 2 убежища для артиллерии, продолжается бетонирование бруствера.
1914 г. – усиление каменной кладкой фронтальных стен строения, земляные работы на придаточном укреплении.
В 1914 году началась Первая мировая война, в связи с чем капитан Ушаков был вынужден отъехать в действующую армию. На посту руководителя строительства Владивостокской крепости его сменил военный инженер капитан Шелавин.
1915 г. – каменные и бетонные работы продолжаются.
1916 г. – полностью готовы бруствер и потерн.
1917 г. – чистовая отделка построенных объектов.
С 1914 года из-за войны темпы строительства и размер финансирования значительно снизились. Пришлось отказаться от постройки казармы и тыльного капонира, но даже в таком виде форт №11 был мощным оборонительным сооружением.
В 1917 г. форт был законсервирован. В 1923 г. Владивостокская крепость была упразднена, и форт подвергся разграблению. На время Второй мировой войны форт снова начал активно использоваться. До начала 90-х гг. он был на балансе у военных, позднее был признан памятником культуры. К нынешнему времени форт постепенно приходит в упадок, страдая от набегов вандалов.
Достройкой форта в разные годы руководили Ф.Д. Шабанов, Е.Д. Алабушев, А.Л. Федотов.
В 1934 году в преддверие Второй мировой войны форт снова вернули к жизни – он стал опорным пунктом для личного состава и пушек построенной недалеко от него Ворошиловской батареи. В годы войны здесь располагался госпиталь для раненых на 200 коек.
Легенда гласит, что именно из-за тяжелых артиллеристских батарей, установленных в 30-е гг. на острове Русском, японцы не рискнули напасть на Владивосток и повернули на Перл-Харбор. Кто знает, может, именно этот форт круто изменил мировую историю?...
Форт №11 – яркий пример российского гения инженерной мысли. Всего за 7 лет было возведено колоссальное по своим масштабам и значимости сооружение, которое незыблемо и безмолвно охраняет покой жителей Владивостока уже больше 100 лет. С форта №11 в годы войны не было сделано ни единого выстрела – так потрясла мощь и величие этого объекта обороны наших противников. Возможно, еще через 100 лет для России снова возникнет угроза вторжения – и тогда спящий долгие годы форт пробудится для защиты рубежей родины от вражеского нашествия.