Одно из самых интересных мест в Приморье, где определенно стоит побывать.
Что там делать?
1. Красивая природа: море, скалы, виды, лес...
2. Маяк на скале, на который можно посмотреть. На острове два маяка, до нового добраться легко и с него же открываются виды на старый маяк. До старого маяка нужно идти по разрушенной лестнице и без нее, карабкаясь по веревке. Это довольно опасно (легко сорваться, повредить себе что-нибудь) и долго.
3. Бухта Юго-Восточная. Здесь можно купаться (не только здесь, но обычно именно здесь)
4. Башенная батарея №26 (можно и внутрь пробраться, там очень интересно)
5. Посмотреть на ларг и оленей (но если повезет, не рассчитывайте особо)
Как добраться
Общественным транспортом не получится, т.к. на остров ходят только частники. Проще всего взять экскурсию из Владивостока. Цена от 3000 до 4000 рублей. Есть два варианта экскурсий:
1. На катере из Владивсотока до острова.
2. На автобусе из Владивостока до поселка Дунай, а оттуда на катере (такой вариант дешевле)
Такие катеры ходят с поселка Дунай.
Морская прогулка - это отдельное удовольствие.
Катер приходит в бухту Наездник. Отсда до маяка 3,2 км. Подъем 139 м. По пути есть дорога налево к батарее.
Бухта Наездник.
Общая информация из Википедии
Аскольд — остров в заливе Петра Великого Японского моря, в 50 км к юго-востоку от Владивостока и в 40 км к западу от Находки. Известен как естественный питомник пятнистых оленей. Является объектом экотуризма. Среди туристов славится своим старинным маяком и заброшенной военной техникой (остатки артиллерийской батареи № 26). На острове есть месторождения золота и песков.
По пути к батарее
История
Каких-либо сведений об острове до прихода туда русских в середине XIX века не сохранилось. Прибрежные материковые территории, возле которых расположен остров (территория современного Приморья), в виду сурового климата и нехватки мест, пригодных для земледелия, были малонаселены. Какой-либо государственности на этих землях не существовало, хотя местное население находилось под частичным влиянием расположенных западнее маньчжуров (в прошлом — чжурчжэней), которые периодически отправляли туда свои отряды для сбора дани. Но из-за естественной преграды — хребта Сихотэ-Алинь — отделяющего Приморье от материка, не во все районы приморья данщики имели возможность добраться. В XIII—XIV веках монгольские правители Китая организовывали экспедиции на нижний Амур, а в XV веке несколько экспедиций туда же организовала Империя Мин. Но контроль, установленный ими над местным населением, был довольно номинальным и недолгим. После первых столкновений русских с отрядами Империи Цин в конце XVII века был заключён Нерчинский договор, который впервые документально закрепил территории Приморья за Китаем. Но двумя веками позже, ослабленный опиумными войнами Китай уступил эти территории Российской Империи. Айгунский договор и Пекинский трактат (1860) закрепили это документально. С этого момента остров Аскольд попал под российскую юрисдикцию.
Позднее его заселили китайские золотоискатели и добытчики морской капусты, среди которых он был известен под названием Лефу. В 1855 году исследован британскими военными моряками, получил название Termination (англ. «конечный пункт» — имеется в виду конечный пункт съёмок побережья, начатых на западном берегу Уссурийского залива). Под этим именем помещён на карте, изданной в Великобритании в 1856 году. В 1859 году остров исследовали и описали моряки клипера «Стрелок», давшие ему имя «Маячный». Проливу, разделяющему острова, дали имя в честь одного из первых русских винтовых фрегатов «Аскольд». Почти посредине пролива расположился островок из подводных и надводных скал. Самая высокая достигает 40 метров. Они носят название камни Унковского. Скалы представляют большую навигационную опасность, и потому об их существовании моряков предупреждают два светящих навигационных знака.
По пути к батарее
Поворот к батарее перед этим домом налево (близко подходить не надо).
Дорога к батарее. Виден этот дом.
Проводившая в 1862—1863 годах более подробное гидрографическое описание залива экспедиция подполковника В. М. Бабкина, посчитав, что название острова «Маячный» может ввести мореплавателей в заблуждение, дала ему название по проливу.
В 1868 году остров стал местом кровавых стычек манз с посланными туда отрядами солдат.
В 1892 году командование крепости Владивосток решило создать на острове постоянный наблюдательный пост, связав его со штабом телеграфной линией. Но главной задачей, которую поставил штаб крепости перед аскольдовцами, было наблюдение за попытками японцев поставить перед проливом Босфор Восточный минные заграждения.
Виды с батареи.
Туманы, постоянно закрывающие подходы к нему, закрывали видимость наблюдателям крепости. Своей выгнутой стороной остров обращён к северу, а южная сторона, обращённая к морю, образует бухту, которая носит имя клипера «Наездник». На её берегу расположен приисковый посёлок, построенный ещё в 1876 году золотопромышленником Кустером. Позднее на сопке появилась метеостанция. И девушкам-гидронаблюдателям приходилось четыре раза в день совершать прогулки по лестнице. Триста метров вниз, триста метров вверх. Для защиты острова от высадки десанта было сооружено несколько дотов. Но это считалось маловероятным, так как всё водное пространство перед ним обстреливала «Ворошиловская батарея».
Пятнистые олени острова Аскольд
В 1874—1879 годах управляющим золотым прииском на острове Аскольд являлся Михаил Янковский. Хорошо изучив остров и его обитателей за 5 лет, он написал в своём очерке:
Олени заселяли остров в прежнее время в громадном количестве, о чём свидетельствуют многочисленные пересекающие друг друга тропы, протоптанные в земле иногда до 8 дюймов глубиною, по всем крутым склонам гор и утесистым оврагам, служащим им любимым местом пребывания.
— М. Янковский. «Остров Аскольд» (очерк, 1881 г.)
В 1874 году на острове оставалось приблизительно 60 оленей, остальные были истреблены (предположительно — хунхузами, контролировавшими манз, занимавшихся на острове золотодобычей), олени острова были на грани полного истребления. Но с приходом Янковского ситуация резко изменилась. Было создано аскольдинское охотничье общество, и выработан общий для всех охотников устав, который запрещал отстрел оленух, и строго ограничил сроки охоты (весной и летом охота запрещалась). Также, на острове были истреблены хищники. В результате принятых мер, к 1879 году число оленей выросло до 250 голов; с учётом того, что в зимы 1877/1878 и 1878/1879 г. отстреливалось по 50 голов. Согласно другому источнику, Янковский дополнительно завёз на остров большую партию оленей и занялся разведением стада, а к моменту окончания службы на прииске (сентябрь 1879 года) островное стадо достигло 3000 голов.
С убытием Янковского, остров снова оказался в руках браконьеров и охота на оленей приняла бесконтрольной характер. Манзы отстреливали оленей для добывания пантов. На это обратил внимание Иван Алексеевич Бушуев (прокурор Владивостока с 1886 года), любитель охоты. В 1887 году в Южно-Уссурийский край прибыл великий князь Александр Михайлович Романов. Поохотившись на острове и ознакомившись с ситуацией, он предложил создать охотничье общество. В январе 1888 года по его инициативе, и при участии Бушуева, было открыто Владивостокское общество любителей охоты, с обязанностью заботы о воспроизведении стада. В состав общества вошли также такие влиятельные лица, как великий князь Кирилл Владимирович, принц Генрих Прусский, губернаторы Приморской области и Приамурского края. С этого момента остров Аскольд находился под надзором общества, право на охоту было только у членов общества и их отстрел удалось ограничить. Число оленей на острове в 1890-е достигало 4000 голов, о чём в своих трудах писал В. К. Арсеньев:
Лет пятнадцать тому назад [события повести происходили в 1907 году] здесь было до четырёх тысяч оленей. Вследствие браконьерства, глубоких снегов и прогрессивного ухудшения подножного корма животные стали быстро сокращаться в числе, и теперь на всём острове их насчитывается не более полутораста голов. Выбирая только кормовые травы, олени тем самым способствовали распространению по острову растений, негодных для корма. Полная изоляция и кровосмешение уменьшили плодовитость до минимума. Олени вымрут, если к ним не будет влита новая кровь с материка. Владивостокское общество любителей охоты, которому принадлежал тогда остров, мало думало об этом, и в настоящее время Аскольдский питомник на краю гибели.
— Арсеньев В. К. «Дерсу Узала»
Несмотря на проведенные меры, браконьеры продолжали посещать остров, а в августе 1897 года они застрелили председателя общества Бушуева. После смерти Бушуева, борьбу с браконьерами продолжил инспектор Владивостокской таможни Ярышкин.
В 1905—1918 годах по приблизительным данным, численность оленей на острове составляла 2000—2500 голов (что расходится с числом в 150 голов, указанным В. К. Арсеньевым в «Дерсу Узала»). После гражданской войны (1917—1923) оленей осталось всего несколько десятков. Последующие 30 лет популяция оленей на острове составляла 300—350 голов. В 1964 и 1967 гг. на острове была организована советская научная экспедиция. Был проведен маршрутный учёт оленей, по данным которого была определена численность обитавших оленей в 350 голов. Из них 30-40 составляли взрослые самцы, 30 — шильники, 200 — самки старше года, и около 80 — телята. Взрослые самцы составляли 1/8 всего поголовья, что меньше, чем в популяциях материковых оленей. Возраст самцов не превышал 7 лет, самки встречались до 11 лет .
Питание оленей составляют 97 видов высших растений острова. Из них 34 вида — деревья и кустарники, 63 вида — травянистые растения. Из первых самые обильные и поедаемые на острове — граб и рододендрон. Виды деревьев, которые на материке составляют группу основных кормов материковых оленей, на острове давно объедены оленями и практически выпали из состава его питания. В многоснежные зимы олени выживают только за счёт веток рододендрона. Из трав основу питания составляют 7-8 видов: осоки, папоротники, полыни. Гон оленей острова происходит в более сжатые строки, чем в зверосовхозах. Начинается в конце сентября, заканчивается в начале ноября (те же сроки, что и у материковых оленей). Отел происходит в мае-июне.
Низкую численность оленей на острове связывают с обеднением кормовой базы. Вследствие былого перевыпаса оленей на острове, подрост и подлесок изрежены и находятся в плохом состоянии. Ввиду недостатка древесных кормов, олени уничтожают молодые поросли, препятствуя развитию подроста и подлеска. Поэтому, олени острова вынуждены питаться только подножными кормами. На острове часто случаются падежи пятнистых оленей, общая численность сохраняется на низком уровне.
С 1996 пятнистый олень занесён в Красный список Международного союза охраны природы в категории LC (англ. Least Concern — под наименьшей угрозой). Охраняется на территории острова (остров Аскольд ныне является заказником).
География
Остров Аскольд административно относится к закрытому административно-территориальному образованию (ЗАТО) Фокино. Ближайшее расстояние до материка (мысы Майделя, Сысоева) — 3,7 морские мили (6,9 км). Ближайший населенный пункт — поселок Дунай — расположен в 5,4 морских мили (10 км). Остров отделён от материка и от соседнего острова Путятина одноимённым проливом, шириной около 7 км. Постоянного населения нет, кроме смотрителей маяков и работников метеостанции. Площадь острова 1460 га или 14,6 км². Длина острова 5,6 км, ширина — 4,1 км. На юге остров имеет крупную бухту — Наездник, глубоко вдающуюся в остров, из-за чего очертания острова на карте напоминают подкову. На юго-восточном побережье имеется одноимённая бухта Юго-восточная. Остров горист, имеет три вершины более трёхсот метров высотой, самая высокая из которых достигает 358 м. Берега острова возвышенные, обрывистые. На острове два крупных ручья и несколько менее крупных водотоков.
Климат острова типичен для юга Приморья — муссонный, с характерной сменой летних южных морских ветров холодными зимними, дующими с материка. Средняя температура января −12,0 °C, августа +20,5 °C (по более старым измерениям средняя температура января −11,2; июля +18,6[2]), что несколько теплее, чем во Владивостоке. Большинство осадков выпадает летом. В тёплое время года часты туманы. Снежный покров обычно невелик.
Большую часть острова покрывают широколиственные леса с преобладанием граба. В районе интенсивной рубки вблизи бухты Наездник эти леса сменились вторичными белоберезняками. Восточное побережье острова занято лугами и редколесьем. Верхняя часть хребта на острове покрыта дубовыми лесами с примесью граба, березы, липы, и других пород. По утверждению Михаила Янковского, на острове «можно встретить почти все виды лиственных деревьев и кустарников богатой флоры южноуссурийского края». Среди них — береза каменная, дуб монгольский, клён, бархатное дерево, барбарис, маньчжурский орех, дикая акация. Из хвойных встречается ель и реликтовый тис остроконечный (на вершинах гор).
На острове Аскольд представлено множество видов птиц и насекомых, некоторые из которых были впервые обнаружены именно на нём Михаилом Янковским. Множество птиц во время весенних и осенних перелётов избирают остров в качестве станции отдыха. Из млекопитающих на острове обитают пятнистые олени, несколько видов мышей, домашние крысы. Ранее обитали лисицы (истреблены в зиму 1874/1875 гг). Возле его берегов водятся нерпы, тюлени ларга и морские львы сивучи. Также, остров посещают летучие мыши и выдры. На острове и расположенных к северу от острова кекурах «Пять Пальцев» обитают большие колонии японских бакланов.
Батарея. Подробно можно почитать здесь http://www.kfss.ru/index.php/objekts/278-b26
Далее к маяку.
Отдельно про маяк можно почитать здесь http://www.kfss.ru/content/mayak-askold
Для тех, кому лень переходить по ссылке
Белая восьмигранная каменная башня с красным фонарным сооружением у белого одноэтажного здания. Высота сооружения 8 метров, высота над уровнем моря 113 метров. Дата строительства — 1909 год.
Начальник маяка — Юрий Вселодович Толстой.
Располагается в Шкотовском районе на мысе Елагина острова Аскольд (юго-восточная часть Уссурийского залива). Маяк назван по острову, остров же носит название русского винтового фрегата «Аскольд» (1854–1861).
Лоция.
Мыс Елагина — юго-восточный входной мыс бухты Наездник и южная оконечность острова Аскольд. Мыс скалист, приглуб и окаймлён скалами. Маяк Аскольд установлен на мысе Елагина. При маяке имется радиомаяк, расположенный в 3 кбт к северо-западу от мыса Елагина.
История маяка.
Остров Аскольд отличный ориентир для судов идущих к Владивостоку с юга и юго-востока. Естественно остров, мимо которого неминуемо проходят корабли, идущие во Владивосток, требовал навигационного обеспечения. В плане постройки маяков на морях России начало строительства маяка на острове Аскольд было предусмотрено в 1874 году. Но, пока шёл выбор местоположения и проектные работы, начал действовать маяк на острове Скрыплёва. Эффективность Скрыплёвского маяка была сочтена командованием достаточной, чтобы для Аскольда оставить вместо запроектированного капитального маяка лишь небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 метра. Но Гидрографический департамент распорядился продолжить поиск оптимального места на острове для постройки капитального маяка. Для этого была создана специальная комиссия с капитан-лейтенантом К.С.Старицким и лейтенантом М.Л.Онасевичем. С учётом особенностей местоположения и местного туманного климата комиссией было принято решение установить маяк на южном мысе острова. Это предложение комиссии было утверждено и в 1879 году приступили к постройке маяка. Площадку для установки башни маяка выбирал сам командир Владивостокского порта контр-адмирал Г.Ф.Эрдман.
Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, согласно проекта, а из камня.
Подрядчиком строительства маяка стал владивостокский купец Отто Васильевич Линдгольм. Главным наблюдающим был назначен инженер-полковник Гаккель. На всё строительство было отпущено 95 685 рублей. Фактически же строительство обошлось казне в 168 824 рублей, то есть почти в два раза дороже. Это было вызвано дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Из строительных материалов на месте оказались пригодными только глина и бутовый камень. Всё остальное пришлось завозить из Владивостока. К моменту возведения маяка на острове не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки серпантинной дороги вокруг сопки. Башню высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания — из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.
Осенью 1881 года строительство было закончено и Главный командир портов Восточного океана и военный губернатор Владивостока контр-адмирал А.Ф.Фельдгаузен доложил в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать лучшего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту, продолжительность 8 секунд. При испытаниях дальность видимости составила 35 миль». Гидрографический департамент 8 октября 1881 года опубликовал в газетах извещение мореплавателям об открытии на острове Аскольд маяка.
Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту.
Никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы облегчить положение маячников, Главный командир портов Восточного океана сразу после открытия маяка издал приказ: «За неимением с островом Аскольд постоянного сообщения и ввиду полной невозможности для смотрителя маяка посылать в Гидрографическую часть донесения в случае надобности, предлагаю командирам судов вверенной мне флотилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, непременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего, тотчас же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа. Первым смотрителем был назначен по представлению Гидрографического департамента присланный с Балтики бывший смотритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афанасьев. Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппаратурой служителей.
Маяк работал. В 1890 году капитан норвежского парохода «Фритьоф Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время туманной ночи выстрелами из пушки и ударами колокола предупредил капитана о приближении судна к прибрежным скалам.
В 1892 году был проведён капитальный ремонт башни, проложена новая дорога из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза — всего четыре версты вместо прежних одиннадцати. В этом же году специально назначенная комиссия выбрала место для сирены на мысе Пальчатый, в двух километрах от маяка, где был ключ пресной воды для парового котла.
В 1896 году маяк уже имел вращающиеся механизмы. В том же году старший служитель маяка крестьянин Аггей Кузнецов был награждён серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте на груди.
Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет. Уже в начале XX века она начала трескаться и крошиться. Периодические ремонты мало помогали и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени. Он представляет собой белую восьмигранную башню высотой 8 метров у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.
Трудные годы Гражданской войны, плохое снабжение привели к тому, что опытные служители покинули маяк. Их заменяли в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Они не понимали всей ответственности за безопасность мореплавания, работали небрежно, и налаженный на маяке порядок развалился. Кроме того, маяк часто посещали вооружённые белогвардейцы, красноармейцы, просто бандиты. Как правило, такие набеги заканчивались обыкновенными грабежами. Доклады смотрителя в Дирекцию маяков полны жалоб на бесчинства: «Неизвестные вооружённые люди отобрали запасы солонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооруженными людьми чехословацкого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апреля 1919 года на маяк прибыл вооружённый отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бикфордов шнур». Несмотря ни на что, маяк продолжал действовать и помогать кораблям и судам, находящимся в море.
В таком виде маяк просуществовал до середины 1930-х годов. Потом к верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи № 26. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации.
В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствовалось, и в 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесён к маякам первого разряда. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией маяк надёжно обеспечивал плавание наших кораблей.
21 сентября 1951 года в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного фашистами. В фонарной башне нового маяка был смонтирован полизольный осветительный аппарат, доставленный с Тихоокеанского флота с маяка Аскольд.
Сейчас в штат маяка входит пять гражданских служащих, начальником маяка с 2004 года является Ю.В.Толстой. Правда непосредственно на маяке, как правило, находится 2-3 человека.В настоящее время маяк Аскольд оснащён радиомаяком и продолжает надёжно обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку.
В новом маяке.
Еще фото острова.