Если начинать прогулки по городу как и я от района Tóvároskert (Товарошкэрт), то первым на пути будет Малое озеро и Английский парк. Я заходила не через главные ворота, а через первые попавшиеся и сначала долго гуляла по парку. Пока не увидела это - развалины какого-то старого замка с арками, скульптурами и даже каналом.
Даже небольшой фонтанчик сюда пристроили.
А потом я дошла до таблички с пояснениями, которая была не только на венгерском, но и на английском, и оказалось...что руины-то ненастоящие!Они были построены в 1785 году из самых настоящих руин, оставшихся со времен владычества римлян с одной целью - украсить сад.Далее я приведу небольшой отрывок из доклада Андрея Ухналева "Руины - овеществленное время" с котором он выступил на VIII Царскосельской научной конференции в 2002 году. Полный текст доклада находится здесь.Свидетельства о первых искусственных развалинах относятся к XVI веку. Вазари сообщает о неком Джироламо Генга, который в 1510 году построил для герцога Урбино дом-руину из римских колонн, арок, архитравов. В садах виллы д'Эсте была выстроена из камня миниатюрная модель развалин римских форумов, омываемая потоками воды. В регулярных садах руины не возводились, но в архитектуре страсть к причудам, свойственная вкусам XVI и XVII столетий, породила руинный декор залов Палаццо дель Те в Мантуе, дворца Бальби Гропелло в Генуе, дворца в Поммерсфельдене. Впрочем, в ту эпоху руины не стали чем-либо большим, чем причуда изощренного вкуса. Основой философии, фокусом мироощущения они сделались лишь в XVIII веке. Утверждение этой философии знаменовалось распространением руин в пейзажных парках.
В руинах художник и мыслитель XVIII столетия обрел в идеальном сочетании две главнейшие для пейзажного парка составляющие. Как пишет об этом маркиз Жерарден, создатель парка Эрменонвиль: руины «охотно употребляют в ландшафте по причине, что они присоединяются к нему гораздо лучше их цветом, разнообразием и зеленью нежели новое строенье, которое отделяется всегда грубо цветом слишком ясным, углами чрезвычайно острыми и всей формой, где ничто не прерывает сухости и симметрии.Сверх того можно еще присовокупить к живописному действию развалин некоторый вид Емблемы, что занимает с приятностью воображение или воспоминание». Итак, для теоретика и практика пейзажного стиля в руине важны, во-первых, живописные качества, а во-вторых, в высшей степени присущая ей способность воздействовать на чувства человека, возбуждая в его душе глубокие и богатые переживания. Действительно, руина, как никакое другое творение человеческих рук, согласна живописному естеству парка.
Руина органична природе еще и потому, что живет в одном с ней ритме времени. Она, изначально не обладающая целостностью, завершенностью, в принципе назначена к разрушению. Деградация руины, происходящая в темпе действия природных стихий, делает ее соприсносущной этим стихиям, самой Природе, ее жизненной энергии, соединяющей в единое, неразрывное целое травы, деревья, воды, облака, руины, человека.
Чувственный потенциал руины, быть может даже более важный, чем живописный, раскрывался в том глубоком переживании, что возникало в душе чуткого, философски настроенного созерцателя и состояло из целой гаммы чувств, в которой главное место принадлежало меланхолии. Это сложное и трудноопределимое душевное состояние овладевает человеком, когда ум его находится на грани мысленного созерцания и реального видения. Вызвать его способны лишь такие предметы, за внешностью которых созерцание открывает неясные глубины духовного содержания. Честно говоря, зря они табличку с пояснениями разместили. После того как узнаешь, что руины ненастоящие, то настроение меняется немного. Но с другой-то стороны, а они точно ненастоящие, ведь сделаны-то из настоящих... Короче ушла я оттуда с одной мыслью: "можно ли считать ненастоящие руины настоящими, если они сделаны из настоящих руин?"Настоящие?Или ненастоящие?Руины построили на берегу озера, которое часто называют Малым. Но и официальное название Cseke-tó (по имени владельца мельницы) встречается нередко.Сам сад был разбит на берегах озера в 1783 году.На берегу установлены лавки, хотя можно и просто на траве поваляться как утки.А уток здесь очень много.Подружки.Утка прячется, я даже не сразу ее заметила.В парке много интересных строений и очень хорошо, что рядом уставлены вот такие таблички с описанием на венгерском и английском языках.Плохо, что не везде есть описание...Это "Маленький замок" или летний дом семьи Эстерхази (крупнейшие частные землевладельцы Венгрии при Габсбургах) в 1784 году.Оранжерея. Сейчас внутри проводятся различные мероприятия, а также это место можно арендовать, например, для свадьбы.Нашла одно фото с чьей-то свадьбы. Вот так здание выглядит изнутри.А здесь должно быть проводятся концерты.И несколько фото самого сада. Люди мне встречались очень редко и все они были бегунами. А одна девушка оставила свою сумку на лавочке и побежала. Для меня - это нечто немыслимое!Я заходила через эти ворота.