Дебрецен (венг. Debrecen) — город на востоке Венгрии, второй по населению город в стране после Будапешта, административный центр медье Хайду-Бихар. Численность населения на 1 января 2016 года 203 059 человек.
Информация из Википедии:
Дебрецен расположен в историческом регионе Альфёльд (Среднедунайская равнина) в 220 километрах к востоку от Будапешта, в 50 километрах к югу от Ньиредьхазы. В 30 километрах к востоку проходит румынская граница. Дебрецен связан несколькими автодорогами с Будапештом (автобан M35 и шоссе E60, через Сольнок), Мишкольцем, румынским городом Орадя. Магистраль Е573 идёт из Дебрецена через Ньиредьхазу в украинский Чоп и далее на Ужгород.
Через город проходит железная дорога Чоп — Дебрецен — Сольнок — Будапешт. Время в пути на поезде от столицы — около 3 часов.
Рядом с Дебреценом расположен международный аэропорт, второй по величине в стране после будапештского. Аэропорт был открыт для коммерческих полётов в 2001 году на базе реконструированного аэродрома бывшей советской военной базы, годом позже из него начали выполняться международные рейсы. Лидером по востребованности в Дебреценском аэропорту является венгерская бюджетная авиакомпания WizzAir.
Городской транспорт Дебрецена представлен автобусной и троллейбусной сетями и двумя трамвайными линиями, идущими от центрального железнодорожного вокзала до главного здания Дебреценского университета и в направлении аграрного кампуса университета.
Этимология названия точно не установлена. Существуют несколько точек зрения. Название славянского происхождения, от «Добре злием» — «Хорошая почва». По другой версии название города происходит от славянского слова «доброчин», которое, предположительно, было первым названием города, добрая цена, дебрь, дебри — густой лес, чащоба. По мнению венгерских историков название происходит от тюркского языка (кипчакского языка) Tébrésün ~ Débrésün, что означает двигаться, жить либо мужское имя. Также есть версия польского происхождения названия города Dobrze cenione — уважаемый. В отечественной историографии именовался Дебрецин, Дебречин, в советский период, начиная с первого издания Большой Советской энциклопедии и Малой Советской энциклопедии название Дебречин является неверным, правильным — Дебрецен.
История
Город образовался слиянием нескольких соседних поселений, впервые Дебрецен упомянут в 1235 году.
В 1361 году король Лайош I даровал Дебрецену статус вольного города. В XV—XVI веках Дебрецен стал важным торговым городом, здесь проводилось большое количество ярмарок, главным образом, сельскохозяйственных. С 1450 по 1507 год он находился в собственности семьи Хуньяди.
После вторжения турок в середине XVI века Дебрецен подпал под власть правителей Трансильвании и получил полуавтономный статус, которым пользовался до 1693 года, когда вместе с остальной Венгрией вошёл в состав империи Габсбургов.
В 1673 году в Дебрецен из Габсбургской империи были высланы 40 протестантских пасторов, после чего идеи Реформации широко распространились в городе. Дебрецен получил неофициальное имя «венгерская Женева» и до сих пор остаётся крупнейшим центром венгерского кальвинизма. Римско-католическая церковь смогла вернуться в город лишь в 1715 году, когда был построен монастырь ордена пиаров и собор св. Анны.
В 1849 году Дебрецен оказался в центре Венгерской революции 1848—1849 годов. В апреле 1849 года в Дебреценской Большой церкви открылось заседание Государственного собрания, на котором Лайош Кошут зачитал декларацию о венгерской независимости. На период революции Дебрецен стал фактически столицей страны.
После подавления революции в городе постепенно вновь начался экономический рост. В 1857 году Дебрецен и Будапешт соединила железная дорога. В городе быстро росло число фабрик, банков, школ, больниц и новых зданий. В 1884 году в Дебрецене был пущен первый в Венгрии трамвай на паровой тяге.
После Первой мировой войны к Румынии отошла значительная часть восточных венгерских земель, после чего Дебрецен оказался почти приграничным городом.
Во время Второй мировой войны город сильно пострадал. В октябре 1944 года в его окрестностях проходила Дебреценская операция, после которой 50 % зданий города было полностью разрушено, ещё 20 % понесли ущерб. Восстановление города продолжалось вплоть до 60-х годов XX века. Во второй половине XX века Дебрецен стал третьим по величине городом Венгрии после Будапешта и Мишкольца, а в 90-х годах — вторым после сильного оттока населения из Мишкольца в результате промышленного кризиса. До 1990 года в Дебрецене находился крупный советский гарнизон.
Кнопка для вызова полиции.
Дебреценский университет — одно из самых известных учебных заведений страны. Он был основан в 1538 году как Кальвинистский колледж. В 1912 году преобразован в Королевский университет. В 2000 году в его состав включены Сельскохозяйственный университет, Медицинский университет и Университет имени Л. Кошута. Образовавшийся единый Университет Дебрецена включает 11 факультетов и 2 колледжа. Здесь обучаются более 30 000 студентов. Университет также предоставляет обучение на английском языке для множества международных студентов со всего мира.
У города есть свой сайт с версией на английской. На сайте целый раздел для туристов, где есть все. Более удобного сайта еще поискать. Вот версия на английском.
Что делать в Дебрецене?
Зачастую Дебрецен не очень любим туристами и воспринимается как место в Европе и Венгрии, куда можно очень дешево долететь, а потом хоть в Будапешт, хоть куда. Также часто можно услышать и прочитать, что в городе "делать нечего". Так ли это?
1. Дебрецен хоть и очень компактный город, но достопримечательностей в нем много. Посещение купален и зоопарка уже займет достаточно времени, а один музей Дери (с уникальной коллекций артифектов из Древнего Египта) может занять большую часть дня.
2. Деберецн - это отправная точка для посещения Хайдусобосло, Хортобадьской пустоши и Румынии, а также Нейредьхазы, Шошто, Токая и Балмажуйвароша (каждое из этих мест достойно посещения)
Транспорт
Сеть общественного транспорта в городе развита. У нее есть свой сайт. Вот версия на английском.
Билет на 1 поездку стоит 330 форинтов (у водителя 400 форинтов), блок из 11 билетов 3300 форинтов, проездной 1200 форинтов, на 3 дня 2500 форинтов. Есть и другие типы билетов, все они указаны на сайте. Там же указаны все точки продаж билетов и время работы. Вот ссылка.
Если вы любите гулять, то общественый транспорт не понадобится. До всех мест (включая зоопарк) можно добраться пешком с ж/д вокзала.
Город красивый и чистый. Улицы широкие.