Виды билетов на общественный транспорт и виды общественного транспорта. Сколько стоят и где купить. Как пользоваться, чтобы не получить штраф. Планировщики маршрутов.
Общественный транспорт Будапешта - это самый удобный общественный транспорт из всех, которые я встречала. Даже стокгольмский ему сильно уступает. Но есть одно но: чтобы оценить в чем его удобство, нужно знать как им пользоваться и где эти самые удобства искать.
Я думала, что была готова ко всему, ведь отчетов об общественном транспорте города написано немерено... В итоге я посылала луч ненависти всем авторам отчетов, которые я читала. Почему-то все написали, что на кнопочку нажать надо и дверь откроется, а если не открывается?? Если вы один на остановке, подошел автобус, остановился, вы жмете на кнопку, а дверь НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ! Водитель орет на вас благим матом, у вас истерика и вы бежите куда подальше, чтобы вернуться к следующему автобусу. Приходит следующий, а дверь не открывается!! И, кстати, водитель на самом деле, не орет на вас благим матом, он объясняет идиоту, что надо делать, но на венгерском. Ждать он не может, т.к. расписание надо соблюдать и думает, что рано или поздно идиот разберется.
Причем такие ситуации происходят часто. Я сталкивалась с таким каждый день обычно ранним утром.
Просто на некоторых рейсах запускают только через переднюю дверь, т.к. проверяют наличие билета. Билет или проездной нужно показать водителю. Поэтому если дверь не открылась, то надо идти к водителю, если все заходят через переднюю дверь, то нужно идти со всеми и обязательно показать водителю в окошке свой билетик. Чтобы знать, такой ли вам попался автобус, обратите внимание на табличку с расписанием автобуса, которая располагается на остановке (обычно на столбе). Там нарисовано в какие двери заходить, и если указана только передняя дверью, а рядом с остальными нарисован "кирпич", то это как раз такой автобус.
О билетах
Типов билетов великое множество. Самые основные: разовый - 350 форинтов (450 если у водителя), блок из 10 билетов - 3000 форинтов, проездной на день - 1650 форинтов (3300 на группу до 5 человек), проездные на 2, 3, 7, 15 дней и месяц. Здесь полный список с ценами.
Билеты всех типов можно приобрести в автомате, предварительно выбрав там русский язык. Поэтому не думаю, что могут возникнуть проблемы. Проездные на 15 дней и месяц именные, там должно быть указано ваше имя или номер паспорта. Их тоже можно вбить в автомате. Но, на 15 дней билета там нет (или он где-то спрятан), а вводить данные долго, поэтому их лучше покупать у кассиров. Я покупала в аэропорту. Проездной на 15 дней стоит 6300 форинтов, окупил себя уже в первые дни.
Билеты нужно компостировать! Одноразовые билеты компостируем в валидаторах желтого или красного цвета. Кроме проездных. Проездной на 1 день и более продается на конкретную дату и время. На проездном указано до какого времени он действует. В метро просто показываем билет и проходим. Однако это не значит, что дальше контролеров не будет. Будут и еще как. Я была свидетелем как контролеры вывели из трамвая группу китайцев (человек 7-8), которые не прокомпостировали билетики. Китайцы орали на китайском, но судя по лицам контролеров было понятно, что оштрафованы будут все!
С проездными на 15 дней и месяц нужно иметь с собой паспорт.
Метро
Метро я пользовалась очень редко, т.к. наземный транспорт мне нравится больше: не надо спускаться и подниматься, и вид из окошка интересный.
Метро в Будапеште разное: от древнего до современного. Из Википедии: Один из старейших метрополитенов мира, первый метрополитен (не считая стамбульского Тюнеля) в континентальной Европе.
Состоит из четырёх линий — старой и трёх новых — три из которых пересекаются на пересадочной станции «Деак Ференц тер» («Площадь Ференца Деака»). Общая длина линий 37,6 км, 52 станции. Метро в рабочий день перевозит в среднем 1 200 000 человек.
3 линия сейчас ремонтируется и на выходные ее полностью закрывают, но по маршруту курсируют автобусы. Причем друг за другом, так что проблем нет.
Вагоны на 1 линии.
На 2 линии.
Станции тоже разные.
Транспортное приложение BKK.
Самое удобное транспортное приложение! После него пользоваться пражским, стокгольмским, московским - сплошная мука.. Учитывается все, пользоваться просто, только нужен интернет.
На карте показаны все остановки и направления движения.
Вплоть до секунды отмечается, когда ушел предыдущий и когда будет следующий.
Можно смотреть, как автобус (к примеру) едет. Если где-то он задержался, время автоматически меняется.
Спланировать маршрут легко. Местоположение определяет четко, но можно и произвольно вбить.
Можно задать нужное время и еще учесть много других параметров.
Выбрать самый удобный маршрут.
Навигатор отличный. Отведет к нужной точке без проблем. Кстати, я это приложение еще и просто как навигатор использовала. Очень подробная карта, заблудиться никак нельзя даже при великом желании.
Все это лишь малая часть функций. Суть в том, что все под контролем. И отдельное спасибо за грамотные маршруты. В Москве с составлением маршрутов - одно мучение. Помню, как я пыталась составить маршрут с гостиницы до Ярославского вокзала, а он выдал всего один вариант, где надо было 800 м. идти. При этом остановка с прямым автобусом была прямо через дорогу от гостиницы! Но он упорно отказывался прокладывать маршрут так. Я даже на остановку пришла и все равно...
Как войти и выйти
Просто жать на кнопки. Нажать на кнопку можно сразу же как автобус отъехал от предыдущей остановки. Если есть экран, то напротив остановки загорится знак СТОП или кнопки зеленым загорятся.
В автобусе.
Лучшие экскурсионные маршруты - на трамваях вдоль Дуная. Увидите все!
В трамвае.
А это брошюра с картами и деталями. Составлена для туристов.
Общественный транспорт ходит часто. В среднем интервал 2-3 минуты, утром (4-5 утра) и вечером доходит до 20-30 на некоторых, но далеко не на всех маршрутах.
Ночным транспортом я не пользовалась, но его сеть опутывает практически весь город. Когда шла ночью на автобус видела несколько ночных. Хорошо, когда не надо переживать успеешь ты на последний автобус или нет.
И я тут везде пишу: автобус, то имеются в виду все виды транспорта.
Речным еще пользоваться не доводилось, но люди катаются.