Работает даже по понедельникам круглый год, но часы работы зависят от сезона. Цена билета 130 крон.
Я попала в музей задворками, так сказать, со спины, почему не знаю, но обычно к достопримечательностям я так и выхожу. А с задворок музей не очень впечатляет.
Фотографий с самого музея у меня очень мало. Я уже писала об особенности стокгольмских музеев, не всех, но очень многих - сумрачное освещение. Да будут они за это прокляты! Фотографирование - да черт с ним, я даже поясняющих табличек прочитать не смогла и многие экспонаты были словно в тумане, потому что не видно ни хрена! Простите за выражения, но как же так?! Допускаю, что людям с хорошим зрением может и видно, а если у тебя всего 30 %?! В линзах, конечно, поболее, но далеко не 100 %.
Ну ладно, высказалась и хватит. А теперь впечатления.
Народу много, но и пространства тоже. Корабль впечатляет. Сильно впечатляет. Это просто надо видеть своими глазами. Он огромный и весь перед тобой. Может это и самовнушение, но чувствуется даже запах 17 века, хотя и не знаю, чем тогда пахло, но думаю, что именно так )
На корабль можно посмотреть с разной высоты. Смотровые площадки расположены на 4 этажах, на которых также есть и свои очень интересные экспозиции. Если спуститься по лестнице вниз, то можно увидеть скелеты моряков с корабля и их восковые изображения.
Об истории этого корабля написано много. Даже статья в Википедии впечатляет своим объемом. Я же приведу информацию с официального сайта, чтобы было понятно, что за корабль, почему утонул и как его подняли на поверхность. Весь текст отсюда https://www.vasamuseet.se/ru
ГИБЕЛЬ ВАСЫ 10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Это был недавно построенный Васа, названный так в честь правящей династии. В рамках торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля.
Когда могучий корабль медленно двигался по направлению ко входу в гавань, внезапно налетел порыв ветра. Vasa наклонился, но затем снова выправился. Второй порыв завалил корабль на бок. Через открытые отверстия для пушек хлынула вода. Vasa погрузился на дно, став могилой для по меньшей мере 30, а возможно, и 50 из 150 членов команды. И только через 333 года Vasa снова увидел дневной свет.
ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ VASA Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, начал изучать Vasa в начале 1950-х гг. С самого детства его привлекали обломки кораблекрушений около родительского дома на Стокгольмском архипелаге. Корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики. Андерс Франзен осознал важность этого факта, для кораблей, утонувших в Балтийском море, и в 1956 г. он нашел Vasa.
БОЛЬШОЙ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Vasa был построен в Стокгольме под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В постройке участвовали плотники, скульпторы, художники, стекольщики, изготовители парусов, кузнецы и работники многих других ремесел. В общей сложности на постройке Vasa работали четыреста человек.
Корабль был построен по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО НЕ ТАК? Сегодня мы можем точно рассчитать, какова должна была бы быть конструкция корабля для обеспечения его плавучести на море. В XVII веке использовались таблицы габаритов, которые, как считалось в те времена, хорошо работают. Из документов тех лет мы знаем, что после начала работы над кораблем в планы конструкции Vasa были внесены изменения.
Король желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Таким образом, габариты, выбранные для корабля, больше не соответствовали реалиям, а его строителям новая задача была не по плечу. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для удержания устойчивости на воде. Но Vasa был слишком тяжелым в верхней части; 120 тонн имевшегося балласта было недостаточно.
ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСТРОЕН VASA? Vasa должен был стать одним из ведущих судов Шведского военно морского флота. Он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Швеция имела около двадцати военных кораблей, но ни один из них не имел так много пушек, и к тому же столь тяжелых пушек, как Vasa.
Vasa, вероятно, должен был отплыть в сторону Польши, которая в течение многих лет была врагом Швеции номер один. Польша находилась под управлением короля Сигизмунда, кузена шведского короля (у них был общий дед). Сигизмунд был в свое время регентом Швеции, но был смещен из-за своей католической веры.
ПОСЛЕ ПОДНЯТИЯ VASA После нескольких лет подготовительных работ Vasa был поднят с морского дна 24 апреля 1961 г. Теперь задача состояла в его сохранении. Затонувший корабль, проведший под водой столько времени, требует обязательного ухода. Со временем древесина может потрескаться и развалиться на куски.
Первоначально Vasa обдавалась струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтилен гликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтилен-гликоля продолжалось в течение многих лет.
СКУЛЬПТУРЫ Вместе с Vasa на поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку.
Военные корабли семнадцатого века были не только военными машинами, они также были плавучими дворцами. Спасенные скульптуры имели следы краски и позолоты. Современный анализ показывает, что они были окрашены в очень яркие цвета на красном фоне. Скульптуры изображали львов, библейских героев, римских императоров, морских существ, греческих богов и многое другое. Их назначением было прославление шведского монарха, а также выражение его могущества, культуры и политических амбиций.
КАКОВО СЕГОДНЯШНЕЕ СОСТОЯНИЕ VASA? На повестке дня по-прежнему стоит задача содержания и ухода за Vasa. Его сохранение в решающей степени зависит от поддержания стабильного микроклимата. Пока корабль находился в воде, железные болты проржавели, дубовая древесина почернела. Под конец его части скреплялись только деревянными шпонками. Загрязняющие вещества в воде привели к образованию большого количества серы, которая проникала в дерево. В настоящее время сера вступает в реакцию с кислородом, что приводит к образованию серной кислоты. Кислота разъедает дерево, хотя для посетителей музея она безопасна. Исследования в аспекте выработки технологии длительного сохранения Vasa продолжаются по сей день.
VASA – МАШИНА ВРЕМЕНИ После того, как Vasa затонул, время для него остановилось. После его поднятия на поверхность в 1961 г. это был не затронутый временем осколок XVII века. Каждый из тысяч найденных предметов может кое-что рассказать о своем времени. Снеди них кости членов команды, а также их вещи и оборудование корабля.
Среди грязи и отложений на днище Vasa спасатели нашли шесть парусов, которые не были установлены во время крушения. Это старейшие сохранившиеся паруса в мире, до консервации они были весьма непрочными. Исследование находок продолжается. В рамках музейных выставок демонстрируется много уникальных предметов, которые оживили давно минувший век и людей, живших в то время.
А вот и останки.
А вот такими они были при жизни.
И еще немного корабля. Я бы даже еще сюда сходила, хотя бы из-за атмосферы.