Достопримечательности и общая информация

Матера (в переводе, Моя Земля) (итал. Matera) — город в итальянском регионе Базиликата, административный центр одноимённой провинции.

Старая часть города выдолблена в скале и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Покровителями города считаются Пресвятая Богородица (Madonna della Bruna) и великомученик Евстафий. Праздник города 2 июля.

Внимание! Билет на поезд из Матеры в Бари покупайте заранее в рабочее время кассы (в идеале, сразу когда приедите). Билет можно купить на любой день. Вот расписание.

Если вы не купите билет заранее, то на поезда до 8 утра не попадете. Без билета пройти не сможете, т.к. установлены турникеты, которые сканируют билет.

Касса находится напротив выхода из вокзала через дорогу.

Матера — культурная столица Европы 2019 года.

Вся старая часть города - а это именно то, зачем сюда и стоит ехать, представляет собой один огромный лабиринт. Чтобы не ходить по одним и тем же маршрутам, скачайте MAPS.ME, заранее загрузите карту Матеры и в оффлайн режиме прокладывайте свой маршрут. Лабиринты Матеры навигатор видит достаточно хорошо.

Внимание! Раньше был проход в пещеры на другой стороне реки. Сейчас он закрыт.

Карта старой Матеры.

Карта на русском.

Информация из Википедии

Кино

В Матере снимался фильм «Евангелие от Матфея» режиссёра Пьера Паоло Пазолини, причём многие роли в нём сыграли местные жители. В городе снималась сцена распятия Христа из фильма «Страсти Христовы» режиссёра Мела Гибсона.

Другие фильмы, снятые в Матере:

1952: «Волчица» — режиссёр Альберто Латтуада

1979: «Христос остановился в Эболи» — режиссёр Франческо Рози

1981: «Три брата» — режиссёр Франческо Рози

1985: «Царь Давид» — режиссёр Брюса Бересфорда

1990: «И свет во тьме светит» — режиссёр Паоло и Витторио Тавиани

1995: «Фабрика звёзд» — режиссёр Джузеппе Торнаторе

2005: «Мария» — режиссёр Абеля Феррары

2006: «Омен» — режиссёр Джона Мура

2006: «Божественное рождение» — режиссёр Кэтрин Хардвик

2016: «Бен-Гур» — режиссёр Тимур Бекмамбетов

2017: «Чудо-женщина» — режиссёр Пэтти Дженкинс

2018: «Мария Магдалина» — режиссёр Гарта Дэвиса

2020: «Не время умирать» — режиссёр Кэри Фукунага.

Ночная Матера.

Здесь можно прочитать интересную статью об истории города (или статью об интересной истории города) https://ria.ru/20140113/988910963.html

Для ленивых статья Ирины Нехорошкиной ниже:

Сегодня трудно себе даже представить, как люди выживали в немыслимых пещерных условиях, однако число обитателей скальных жилищ в разные времена достигало 15 тысяч человек. Выдолбить полость в туфе было сравнительно несложно, из добытых в ходе выработки камней выкладывали наружную стену с дверью и одним окном - единственным источником света.

Небольшой городок Матера, расположенный на востоке итальянского региона Базиликата, почти на границе с регионом Апулия, еще мало посещаем туристами, зато очень любим археологами и этнографами. Про этот странный населенный пункт, разбросанный по склонам и возвышенностям каньона Гравина-ди-Матера (Gravina di Matera), праздным путешественникам известно пока сравнительно немного, однако после того как в 1993 году этот уникальный луканский город был взят под охрану ЮНЕСКО, интерес к нему значительно вырос.

Среди географических сведений о Матере мы приведем лишь наиболее общие: город построен на высоте 401 метр над уровнем моря, до ближайшего морского побережья нужно добираться 45 километров, в настоящее время там проживает чуть более 55 тысяч человек. Впрочем, даже если в Матере не останется ни одного жителя, она ничуть не потеряет своей привлекательности. Прелесть города состоит отнюдь не в роскошных дворцах и соборах (здесь практически не сохранилось живописных шедевров мирового значения), но есть в нем нечто такое, чего не встретишь ни в одном из населенных пунктов Старого и Нового Света — Сасси.

Сасси

Понятие "сасси" дословно переводится с итальянского как "камни", но на территории Матеры так издавна называли примитивные жилища, вырубленные в мягком туфе Гравины. Исторический центр бывшей столицы Лукании (древнее название региона Базиликата) сформирован из трех основных частей: Сассо-Кавиозо, Сассо-Баризано и Чивита, стоящая на возвышенности, объединяющей два подземных квартала.

Зона, расположенная в той части Гравины, которая ориентирована в сторону столицы Апулии — города Бари, получила название Баризано. Правда, есть еще одна теория, согласно которой такое имя появилось из-за того, что в этой части Матеры некогда жил римский патриций Баризиус. Относительно названия другого Сассо местные жители проявили единодушие, признав эту сторону Гравины похожей на античный амфитеатр, что на местном диалекте звучит как "кавеа".

Кварталы Кавиозо и Чивита представляют собой невообразимую путаницу из кривых переулков и крутых лестниц, пещер бедняков и дворцов местной знати, арок и балконов, огородов и широких террас, среди которых неожиданно возникают то убогие печные трубы, то странные колокольни подземных церквей. Приезжих неизменно удивляет послойное расположение жилищ, снабженных единственной в своем роде системой водопровода и канализации, работающей исключительно за счет цистерн. Эти огромные емкости для сбора осадков, целиком выдолбленные в туфовом массиве, способны сохранять воду свежей и пригодной для питья даже в самые жаркие периоды.

Добыть воду, чтобы выжить

Еще в середине XX века пещерные жилища на склонах Гравины были обитаемыми, причем система быта современных обитателей Матеры не сильно отличалась от домашнего уклада их далеких предков, освоивших местные гроты еще 400 тысяч лет тому назад. Люди в этом районе Лукании появились примерно в то время и уже никогда не оставляли столь удобные земли Матеры. Археологические находки, хранящиеся в местном музее, датируются различными периодами до и после Рождества Христова.

Первые пещерные жители традиционно селились в каньоне, а затем, примерно в 7 тысячелетии до н.э., перебрались на вершину холма, в район, получивший название Чивита, именно эта зона считается древнейшей частью Матеры. Постепенно население увеличилось настолько, что новые кварталы стали распространяться вниз по склонам Гравины. Вероятно, первые переселенцы воспользовались заброшенными пещерами доисторических людей, а более поздние принялись усердно долбить мягкие туфовые склоны, параллельно благоустраивая территорию вокруг своих новых квартир-сасси. Пик скального строительства пришелся на IX век н.э., к этому же периоду относится и создание сложнейшей системы цистерного водопровода.

В книге Карло Леви "Христос остановился в Эболи" говорится о нищем пещерном городе Матера в Базиликате, куда Спаситель так и не дошел, а остановился в местечке Эболи. Жители другого базиликатского города Маратеи решили доставить Христа к себе на родину, доказав, что юг Италии достоин божественного благословения.

Вода является важнейшей жизненной потребностью любого живого существа, пренебречь которой люди Матеры не могли. Они придумали и воплотили в камне уникальный водопровод, неизвестный остальной части человечества. Работала эта сеть по хорошо знакомому всем принципу сообщающихся сосудов, применение данного правила оказалось уникальным.

Сасси на склонах Гравины располагаются непосредственно один над другим, так что жители верхних домов устраивали свои огороды прямо на крышах соседей. Каждая обитаемая ячейка имела обширный подвал, большую часть которого занимала внушительная цистерна. Самая большая емкость для сбора осадков располагалась на верхней части склона — так, чтобы вода из нее быстро поступала в нижние дома. Все квартиры были оборудованы водосборными желобами, в которые собиралась даже роса, не говоря уже о снеге или дожде. Частные цистерны, в свою очередь, соединялись с емкостями соседей специальными трубами, и когда закрома одного дома полностью наполнялись живительной влагой, излишки ее сливались в запасники соседа и так далее.

Поступающая с небес влага проходила определенную обработку, но самая значительная фильтрация происходила внутри самих цистерн. Каменные чаны имели форму перевернутого конуса, рассчитанного на то, что любые взвешенные частицы осядут в узкой части отстойника, а на поверхности сохранится вода, пригодная для употребления. Верхнее водозаборное отверстие прорубалось в полу кухни и накрывалось крышкой, так что хозяйка в любую минуту могла зачерпнуть немного воды. Для того чтобы почистить цистерну, внутрь сосуда через горловину запускали маленького ребенка (подобную операцию производили один или два раза в год).

"Рай" в пещере

Сегодня трудно себе даже представить, как люди, пусть даже бедные, выживали в немыслимых пещерных условиях, однако число обитателей скальных жилищ в разные времена достигало 15 тысяч человек. Выдолбить полость в туфе было сравнительно несложно, из добытых в ходе выработки камней выкладывали наружную стену с дверью и одним окном — единственным источником света. Следует отметить, что электричество в районы Сасси было проведено только в 30-х годах XX века, но бедняки могли позволить себе только одну лампочку. Излишки туфа продавали более зажиточным соседям, которые пристраивали к собственным пещерам дополнительные наземные помещения, такие "пещеры улучшенной планировки", как правило, располагались в районе Сассо-Кавиозо, а более скромные составляли основу района Сассо-Баризано.

В среднем на 40 квадратных метров общей площади одного бунгало приходилось 10 человеческих душ. Тесновато, особенно если учесть, что вместе с хозяевами в помещении обитали домашние животные и птицы. Кошки, собаки, кролики свободно бегали по дому, где-то в углу на шесте сидели куры, а в стойле прямо напротив главной кровати топтался мул. Более крупный домашний скот, как правило, не держали из-за ограниченности площади, но мулы были незаменимы в хозяйстве, на них возделывали поля и огороды, перевозили грузы, а иногда отправлялись в путешествие.

Мало кто из обитателей пещер мог позволить себе сразу две кровати, но та единственная, что непременно стояла в единственной жилой комнате, обязательно была широкая и очень высокая. Высота парадной лежанки достигала 120 сантиметров от пола, так было теплее, да и под кроватью оставалось достаточное пространство, чтобы хранить там необходимый запас сена или дров, иногда туда же помещали и наседку с птенцами. На главном спальном месте отдыхали взрослые члены семьи, по четыре человека одновременно. Жители пещерных домов не отличались высоким ростом, поэтому запросто укладывались поперек кровати валетом. Младенцам полагались люльки, а ребятишки постарше устраивались в выдвинутых ящиках комода. Подростки спали на широких сундуках, в которых хранились зерно, съестные припасы, нехитрый гардероб всей семьи и приданное для будущих невест.

Туалета как такового не существовало, естественные нужды справляли в керамические горшки, а нечистоты сливали в каньон. Прямо за стеной жилой комнаты располагалось помещение, где держали навоз, в холодное время года он давал дополнительное тепло, а на запах никто не обращал особого внимания.

Стол, за которым питалась вся семья, обычно был очень маленьким. Несмотря на то что трапезничали все сразу, за него усаживались только мать с отцом, а остальные ели стоя. Во время обеда или ужина выставляли одну общую тарелку и пару ложек для родителей, молодое поколение пользовалось руками, доставая пищу из-за спин уважаемых предков.

Общаться за столом в таких условиях было трудно, зато после ужина вся семья рассаживалась у очага в углу комнаты. Люди не только грелись, но и обменивались последними новостями, обсуждали совместные дела. Такие семейные посиделки вполне заменяли обитателям Матеры просмотр телепередач. Над кострищем устанавливали решетчатый колпак из дерева — на нем сушили одежду, и одновременно он служил защитой для маленьких детей, в случае если им вздумалось бы поиграть с огнем.

Еду женщины готовили на специальной дровяной плите, остатки угля использовали для обогрева постели, а золу применяли вместо стирального порошка. Ели пещерные люди очень мало, в их рацион входили бобовые культуры, макароны, овощи и хлеб, который пекли раз в неделю. Тесто хозяйки готовили сами, а затем относили его на выпечку в ближайшую пекарню. Чтобы не перепутать булки, каждая хозяйка ставила особое фамильное клеймо на каждую заготовку.

И все же к середине XX века санитарно-гигиеническая обстановка в районах Сасси катастрофически ухудшилась. Если в среднем по стране в 1949 году на каждую тысячу живых человек приходилось в среднем 112 умерших, то среди жителей пещер эта цифра более чем в четыре раза превышала общий уровень смертности. Большой шум поднялся после выхода знаменитой книги Карло Леви "Христос остановился в Эболи", где писатель обрисовал страшную картину антисанитарии и нищеты, в которых продолжали жить его современники из луканского городка Матера.

"Христос остановился в Эболи, где дорога и поезд, оставляя побережье моря, проникают на безрадостную землю Лукании. Христос никогда не доходил сюда. Сюда не доходили ни время, ни гордый дух, ни надежда, ни связь между причиной и следствием, между разумом и событиями. Никто не ступал на эту землю, разве только завоеватели, враги или случайно забредший путник. Времена года сменяют друг друга, а крестьяне трудятся в поте лица, как и три тысячи лет до Рождества Христова. В этот печальный край, где неведомы грех и искупление, где зло не понятие из области морали, а земная скорбь, пронизывающая все и вся, Христос так и не снизошел. Христос остановился в Эболи".

Публикация, а затем и художественный фильм, снятый по роману Леви, получили огромный общественный резонанс. Чтобы убедиться в существовании пещерного города, в бывшую столицу Базиликаты ринулись толпы чиновников разного уровня и любопытных туристов, которые отказывались поверить в это подобие Дантевского "Ада".

Нам и сегодня трудно себе представить, как люди существовали в подобных условиях, малопригодных даже для домашнего скота, однако сами жители Матеры, видимо, так не считали. Пока вся Италия обсуждала это позорное для развитой страны явление, а правительство ломало голову над тем, каким образом можно избавиться от нищенских пещерных кварталов, матерцы продолжали жить и работать соответственно укладу, который завели их предки еще в IX веке.

Наконец в 1952 году был издан указ, согласно которому пещерному населению предписывалось переехать из жилищ каменного века в дома хоть и для малоимущих, но со всеми удобствами, положенными современному человеку. Великое переселение, начатое в 1953 году, растянулось на долгих 20 лет, так как большинство подземных жителей не желало покидать свои родовые гнезда. Последних жителей Сасси насильно выселили только в начале 70-х годов XX века.

Достаточно долго каменные дома на склонах Гравины оставались заброшенными, пока Всемирная организация по охране памятников истории и культуры не обратила внимания на уникальные пещерные кварталы и их необычную водопроводную систему. В 1993 году Сассо-Баризано и Сассо-Кавиозо были признаны достоянием всего человечества и взяты под охрану ЮНЕСКО.

Жители Матеры тщательно заботятся о своем бесценном наследстве. Большинство Сасси категорически не пригодно для жилья, но отдельные "пещеры улучшенной планировки" все же подлежат восстановлению. Их выкупают зажиточные итальянцы и благоустраивают соответственно своим запросам. В современных пещерах есть не только нормальный водопровод и электричество, а, как правило, интернет и спутниковое телевидение. Как жили еще полвека назад обитатели каменных трущоб, можно оценить, посетив один из домов-музеев, устроенных на основе реальных предметов быта, которые подарили городу потомки пещерных аборигенов.

Старинные кварталы Матеры не подлежат перестройке, их кривые улицы-лестницы остались такими же, какими были много веков назад, когда Христос останавливался в Эболи, так и не добравшись до здешних мест. Этим обстоятельством, видимо, решил воспользоваться Мел Гибсон, который снимал свой скандальный фильм "Страсти Христовы" на улицах Матеры. Местные жители с удовольствием покажут желающим улицу, по которой кинематографический Иисус шел на Голгофу.

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно